Возрождение завода Ювелиры Урала
«Ювелиры Урала» — уральский бренд, известный далеко за пределами Свердловской области. Ювелирное предприятие, ведущее историю с конца XIX века, в свое время было одним из крупнейших в стране.
Не так давно на заводе произошла смена собственника. Права на бренд полностью выкупила торговая сеть ООО ТЦ «Ювелиры Урала», которой принадлежат также все розничные магазины бренда. Производство на старой площадке прекратило свою работу, а магазин при заводе на улице 8 Марта переехал в другие фирменные салоны – на Гагарина, 37 и в Театральный переулок, 4.
Журналисты портала e1.ru поговорили с ювелиром Максимом Пономаревым, который вместе с новым владельцем взялся за возрождение производства на новой площадке в районе ДК РТИ, чтобы сохранить местную ювелирную школу и доказать, что «Ювелиры Урала» по-прежнему могут делать вещи уровня знаменитых европейских ювелирных домов.
— Максим, территорию завода на Ботанике будут застраивать жильем. А что будет с «Ювелирами Урала»?
— На заводе произошла смена собственника. Права на бренд полностью выкупила торговая сеть ООО ТЦ «Ювелиры Урала», которой принадлежат также все розничные магазины бренда. Производство на старой площадке действительно прекратило свою работу. Магазин при заводе на улице 8 Марта переехал в другие фирменные точки — на Гагарина и в Театральный переулок. Они как работали с 90-х годов, так и работают. Покупатели приходят туда и спрашивают изделия завода. Поэтому и родилась идея возродить производство на новой площадке в районе ДК РТИ, что мы вместе с новым владельцем и сделали. Мы хотим не только дать новую жизнь бренду, но и сохранить нашу ювелирную школу, доказав, что умеем делать вещи уровня знаменитых европейских ювелирных домов.
— Что лично вас связывает с заводом?
— Я устроился на завод после окончания художественного училища и службы армии в начале 1990-х. Так что мое становление как ювелира прошло здесь. Я работал на участке по выпуску экспортной продукции, на котором в то время создавали изделия для экспонирования на международных выставках. Там работали сильнейшие мастера. В 1996 году наше изделие — колье «Гизехский сфинкс» с 664 бриллиантами, ограненными специально под него, — вошло в 30 лучших произведений ювелирного искусства на международном конкурсе алмазной компании De Beers. Это вроде «Оскара» в ювелирном мире. «Ювелиры Урала» — единственные из всей России когда-либо удостаивались такой премии. И сегодня я, конечно, горжусь тем, что был одним из закрепщиков, который работал над этим произведением.
— Как сейчас в эпоху цифровизации изменилось ювелирное производство?
— Вы, наверно, ожидали увидеть огромные цеха, сотни людей, но на самом деле сейчас изменилось всё кардинально, технологии ушли далеко вперед. Сейчас нам уже не нужны гигантские площади и огромное количество ювелиров. Раньше — да, мы работали на массового покупателя по всей стране, а завод занимал 14 тысяч квадратных метров, на нем трудилось 1500 человек. Мы даже обедали в три смены. Сейчас нам хватает помещения в 400 метров и около 40 человек сотрудников, чтобы создавать эксклюзивные вещи. Те операции, которые раньше выполняли вручную, сейчас происходят в компьютере. Ювелирам уже не надо руками строить модель из воска — это делает 3Д-модельмейкер.
— То есть позиционирование изменилось: от массовых изделий вы уходите в другую нишу?
— Мы сейчас возрождаем завод на новой площадке с технологиями того самого экспортного участка. У нас на дверях даже висит историческая табличка с того участка, мы ее сохранили. Знаете, как происходит сегментация на ювелирном рынке? Есть обручальные кольца, цепочки. Их уже давно делает автомат, условно — по двести штук в минуту на конвейере. Конкурировать в этой нише с другими производителями мы не хотим. Поэтому мы ушли в сегмент, где художественная ценность выше. А это как раз то, в чем и раньше были сильны «Ювелиры Урала», — серьги, кольца, колье с полудрагоценными и драгоценными камнями. И вот это направление мы будем сохранять и развивать. Мы стараемся охватить разные сегменты, но специализируемся теперь всё же на средней ценовой категории и выше.
— Будет ли возвращение к хитам прошлого?
— Раньше «Ювелиры Урала» могли выпускать какую-то модель годами. Сейчас у нас коллекция живет буквально полгода, а потом мы придумываем новую. Это как в мире высокой моды. Конечно, есть модели еще из советских времен, про которые до сих пор спрашивают покупатели. Поэтому мы сейчас возвращаем в производство самые популярные, базовые изделия — всего порядка 30 моделей, которые представим в январе.
— Насколько в принципе популярны ювелирные изделия? Что сейчас носят?
— Мы стараемся отслеживать какие-то модные веяния. Например, не так давно хитом стало необычное кольцо в виде пробки от шампанского Moët & Chandon. Я со своей стороны считаю, что непродаваемых ювелирных украшений нет: каждое найдет своего покупателя рано или поздно. Украшение чаще всего начинается не с рисунка дизайнера, а с камня, под который уже разрабатывается изделие. Когда нам надо показать свой уровень, мы делаем особенно эксклюзивные вещи. Например, сейчас наш ювелир воспроизводит яйцо, подобное тому, какие для царской семьи делал знаменитый ювелир Фаберже. Одну только эмаль мастер подгоняет уже недели три-четыре, она ему уже во сне снится. Для нас это, конечно, очередной вызов и своего рода крик души: смотрите, что мы умеем, что мы можем. Так что впереди у «Ювелиров Урала» еще немало шедевров.